О правовых механизмах защиты граждан от незаконных действий сотрудников полиции
Роман Русланович, восстановление полноценного доверия к органам внутренних дел одно из приоритетных направлений в деятельности подразделений системы МВД России. При этом, далеко не секрет, что формирование отрицательного общественного мнения, недоверия граждан к системе органов внутренних дел в настоящее время, обусловлено, в т.ч. имеющими место нарушениями законности в деятельности сотрудников полиции. В этой связи, существуют ли какие либо правовые механизмы защиты граждан от подобных негативных проявлений со стороны должностных лиц?
В первую очередь необходимо еще раз обратить внимание на то, что планомерное развитие современной российской государственности преследует цели создания сбалансированной и эффективно действующей системы органов государственной власти, опираясь при этом на конституционное положение о гарантированности каждому защиты его прав и свобод, в соответствии с Конституцией РФ.
Важнейшими принципами российского правового государства являются верховенство права, разделение функций между различными государственными органами, взаимная ответственность гражданина и государства, реальное обеспечение (защита) прав и законных интересов граждан, гражданское общество. Осуществляя общегосударственные (социальные) задачи по обеспечению нормальной жизни для каждого человека, государство как орган публичной власти призвано выполнять возложенные на него внутренние и внешние социально-экономические, культурные и правоохранительные функции.
Обратимся к Конституции РФ 1993 г. которая закрепила важнейшие конституционные принципы гражданско-правовой ответственности государства: 1) Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое государство (ч. 1 ст. 1); 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2); 3) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46); 4) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ч. 2 ст. 17, ст. 18); 5) каждый гражданин России имеет право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на неприкосновенность жилища, на свободное передвижение, выбор места жительства на территории Российской Федерации, на свободное распоряжение своими способностями к труду, занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, на свободное литературное, научное и иное интеллектуальное творчество, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ст. ст. 20 — 23, 25, 27, 34, 37, 44); 6) граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); 7) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); 8) права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью охраняются законом, государство обеспечивает компенсацию причиненного ущерба и доступ к правосудию (ст. 52).
Роман Русланович какие меры на ваш взгляд (МВД) принимаются по предупреждению и устранению выявленных нарушений?
Действительно, в настоящее время данному направлению деятельности уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны и руководства МВД России.
МВД России, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», разработан комплекс мер, направленных на рассмотрение вопросов в сфере признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц, мерах, принятых для предупреждения и устранения выявленных нарушений.
Данный комплекс мер включает в себя проведение на постоянной основе мониторинга правоприменительной практики, содержащейся в судебных постановлениях о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) территориального органа, организации и подразделения МВД России, а также их должностных лиц, осуществление анализа причин и условий формирования практики, а также принятие мер по предупреждению и устранению выявляемых судами нарушений, служащих основанием для удовлетворения подобных требований. К числу которых, как правило, относятся меры по привлечению должностных лиц к юридической, в т.ч. гражданской ответственности.
Р.Р., в данной связи на кого ложиться бремя финансовой ответственности за незаконные действия сотрудников?
Особенности наступления деликтной ответственности по рассматриваемой категории правоотношений предполагают, что в качестве причинителя вреда выступает специальный субъект — государственный орган или его должностное лицо, обладающее административно – властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к применению правовые акты (нормативные и ненормативные) и в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, является государство в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа, а источником возмещения вреда служит соответственно казна Российской Федерации.
Российское государство приняло на себя ответственность, провозгласив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. В связи с чем, тенденции роста предъявляемых и удовлетворяемых в указанной сфере требований, влекут негативные последствия материального характера, выражающиеся в отвлечении дополнительных государственных финансовых средств на восстановление нарушенных прав истцов.
В свою очередь, Российская Федерация или субъект Российской Федерации возместившие потерпевшему вред, причиненный незаконными действиями (решениями) органа исполнительной власти, в соответствии со ст. 1081 ГК РФ, приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий (принятии незаконных решений). Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.5 ст.15) федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России) в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, предоставлено право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения. В связи с чем МВД России вправе обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
В заключении, хочется еще раз напомнить, что Конституционной основой деятельности правоохранительных органов является строгое и неуклонное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного привлечения невиновных к административной, уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другие действия, незаконно ущемляющие права и свободы граждан.
В связи с этим, соблюдение принципа законности, а также поддержание режима законности в сфере государственного управления в системе взаимоотношения субъектов исполнительной власти с гражданами и организациями, соблюдение законности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел обеспечивает повышение эффективности обеспечения государственных интересов.