Современные тенденции в области взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел

Р.Р. Уруймагов

 

Современные тенденции в области взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел

Современные проблемы модернизации системы общественных отношений не могут быть решены без усиления внимания государства и институтов гражданского общества к соблюдению правопорядка, пресечения различных видов преступной деятельности и девиантного поведения граждан. Однако, осуществляются попытки сформировать в общественном сознании образ государства, его органов управления и, прежде всего, органов внутренних дел как органов насилия над гражданами. При этом совершенно упускается из вида, что сотрудники полиции являются гражданами, с такими же мотивациями, социальными предпочтениями и ориентациями в общественном развитии, какие присущи и всем гражданам России. И здесь нельзя забывать, что органы внутренних дел, как и все правоохранительные органы – это в первую очередь, органы по обеспечению правопорядка и безопасности в обществе, наделенные соответственными правами, обязанностями и ответственностью. Полномочия, делегированные им государством по борьбе с правонарушениями, совершенно не исключают, а, наоборот, подразумевают, что они является частью общества и сотрудничают с институтами гражданского общества в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан.

Следствием укрепления демократических основ современного российского государства стало формирование в нем институтов гражданского общества и все более возрастающий рост их влияния на различные стороны общественной жизни, включая деятельность органов внутренних дел.

Как социальный институт, гражданское общество объективно нацелено на активное сотрудничество с государством в решении наиболее сложных политических и социально-экономических задач и служит социальным индикатором эффективности выполнения органами государства своих функций. Поэтому обеспечение системного взаимодействия между органами внутренних дел и институтами гражданского общества рассматривается в качестве важнейшего условия эффективного управления в демократическом обществе.
Несмотря на сложности процесса формирования гражданского общества, все отчетливее стала проявляться тенденция расширения взаимодействия органов внутренних дел с гражданским обществом, значительная часть которого настроена на выстраивание конструктивных отношений с органами правопорядка, включая и органы внутренних дел.
Как показывает опыт, именно на пути развития такого взаимодействия возможна существенная корректировка направления деятельности органов внутренних дел в сторону реальной защиты интересов личности, общества и государства, обеспечить которую на надлежащем уровне невозможно без выстраивания отношений эффективного общественно-государственного партнерства, без обеспечения высокого уровня доверия граждан к правоохранительным структурам в целом. Неразвитость таких отношений в России крайне отрицательно влияет на решение других острейших проблем, стоящих перед обществом и государством в настоящее время и требующих безотлагательных и одновременно эффективных действий. Данное обстоятельство позволяет рассматривать борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в качестве общенациональных, политически и социально значимых задач, решение которых должно обеспечиваться не только государством, но и усилиями гражданского общества и населения в целом. Институты гражданского общества, и иные некоммерческие организации, являясь условием развития гражданского общества, выполняют функции гражданской социализации, способствуют развитию политической и правовой культуры всего общества, выстраиванию новых форм взаимоотношений с органами внутренних дел и оказанию конкретной помощи при выполнении поставленных перед ними задач.

Несмотря на то, что к настоящему моменту в основном уже сложилось осознанное понимание необходимости объединения усилий гражданского общества и органов внутренних дел, общественно-государственное партнерство в этом направлении только начинает формироваться. Процесс порой идет туго, и нерасторопно.

Положительному разрешению сложившейся ситуации мешает и утрата в начале-середине 90-х годов прошлого века созданной в советский период системы связей между органами внутренних дел и общественностью. Негативную роль играет и то обстоятельство, что такие институты гражданского общества, как политические партии, профессиональные союзы, средства массовой информации, зачастую не ориентированы в своей деятельности на конструктивное взаимодействие с органами внутренних дел.

Между тем сотрудничество органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан — задача, имеющая ярко выраженное общественно-политическое значение. При этом уровень такого взаимодействия, с одной стороны, характеризует меру эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел в условиях демократизации общественных отношений, а с другой — является критерием развитости самого гражданского общества, уровня его политико-правовой культуры, активности населения. Именно посредством взаимодействия с органами внутренних дел в форме партнерства население через различные общественные формирования получает дополнительную возможность для более эффективной реализации своих законных интересов, осуществления общественной контроль в соответствии с действующим российским законодательством.

Сложившаяся проблемная ситуация в обществе определяет необходимость формирования социального механизма взаимодействия правоохранителей и институтов гражданского общества. Социальное взаимодействие между институтами гражданского общества и правоохранительных органов не может складываться по формуле «все, что не запрещено – разрешено», а предусматривает вполне конкретные области отношений, в которых заинтересованы все граждане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *