Профилактика нарушений служебной дисциплины и законности в ОВД
Уруймагов Р.Р.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Главным в организации воспитательной работы является индивидуальная работа с сотрудниками ОВД склонными к нарушению служебной дисциплины, систематически проводятся индивидуальные воспитательные беседы, инструктажи, рейды в том числе и по проверке поведения в быту. Большинство случаев нарушений служебной дисциплины личным составом обсуждаются на собраниях и заседаниях общественных формирований.
Укрепление дисциплины и законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками законности. Проблема обеспечения правомерности оперативно-служебной деятельности и личного поведения сотрудников органов внутренних дел (ОВД) вне службы была затронута также в ответах Президента России на вопросы граждан в октябре 2007 г.[1] Глубокую озабоченность Президента России вызвала неблагоприятная статистика девиантного поведения личного состава подразделений МВД. Среди всех должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за получение и дачу взяток, сотрудники ОВД составили 40%. Отмечая высокую активность ОРЧ собственной безопасности по изобличению лихоимцев и мздоимцев, Владимир Путин подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, а также создания в обществе обстановки нетерпимости к всевозможным злоупотреблениям служебным положением, будь то получение мелких взяток или продажа крупных государственных заказов и контрактов.
Законность в органах внутренних дел понимается как режим профессиональной управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется практическая реализация законов и других нормативных актов.
Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты.[2] Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.
Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обеспечивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.
Служебная дисциплина представляет собой один из видов государственной дисциплины и предполагает неукоснительное соблюдение лицами рядового и начальствующего состава установленных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, Присягой, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников (командиров) порядка и правил выполнения возложенных на них обязанностей и осуществления предоставленных им полномочий.[3]
Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости поддержания высокого профессионализма, нравственной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.
Осуществляемое целевое реформирование содержания и организации системы работы с личным составом МВД России связано непосредственно с усилением контроля за состоянием дисциплины, законности и уставного порядка в органах внутренних дел.
Разрушение привычных форм общественного сознания, крушение советских нравственных идеалов и изменение социальных ценностей привели к дезорганизации профессионального сознания личного состава органов внутренних дел. Между тем перманентно сложная криминальная ситуация, напряженный режим службы в условиях продолжающегося роста нагрузок практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности6, значительное расширение дополнительных задач, и прежде всего постоянное участие правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе, а также реформирование самой правоохранительной системы перехода сотрудников на новые рельсы работы предъявляют исключительно высокие требования к профессиональным качествам полицейского. Особенно важны для современного полицейского такие характеристики, как: сплоченность, боевая слаженность подразделения, обеспечение четкого, безусловного и хорошо организованного исполнения правоохранительных функций, повседневное соблюдение дисциплины, законности и уставного порядка дисциплины, его важности как одного из элементов обеспечения управляемости системы и режима законности в ее деятельности указывается во многих нормативных актах МВД России. Так, в Концепции кадровой политики МВД России говорится, что работа с кадрами, совершенствование их профессиональной подготовки, укрепление законности, дисциплины и уставного порядка — решающие факторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения ее единства, результативности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.[4]
На необходимость обеспечения уставного порядка в работе с кадрами указывается в Директиве МВД России № 7 — 2005 г.: «Работа с кадрами в органах внутренних дел требует не только совершенствования их профессиональной подготовки, укрепления законности и дисциплины, но также и обеспечения уставного порядка. Это решающиефакторы повышения эффективности управления системой МВД России, обеспечения результативности оперативно-служебной деятельности».[5]
Между тем служба в органах внутренних дел представляет собой особый вид государственной службы, определяющей специфические по сравнению с другими сферами социальной деятельности требования к персоналу, особые служебные права, обязанности, ограничения и ответственность сотрудников.[6]
Сотрудники в силу своего социального предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и уставного порядка.
Отсутствие четких норм, регламентирующих собственно служебные взаимоотношения между сотрудниками ОВД, причем как служебные (подчиненность, дежурство, приемы и порядок выполнения служебно-боевых задач, исполнения приказов и инструкций), так и вне службы (в сфере быта, отдыха и досуга), приводит к росту нарушений дисциплины и законности, увеличению безвозвратных потерь.
Так, например изучение проблем служебной деятельности свидетельствует, что каждый третий погибший или раненый сотрудник ОВД при исполнении служебных обязанностей оказался жертвой собственного сознательного пренебрежения требованиями дисциплины безопасности правоохранительной деятельности, сформулированными в уставах, наставлениях и инструкциях МВД.
Отсутствие нормативных определений дисциплинарного проступка, грубого либо систематического нарушения служебной дисциплины, создает многочисленные условия для субъективизма и необъективности дисциплинарной практики, нарушений принципа справедливости в работе с кадрами.
Продолжающийся рост нарушений законности и дисциплины сотрудниками ОВД представляет серьезную опасность, подрывающую нравственно-правовые и организационные основы служебной деятельности органов внутренних дел. Это способствует формированию неблагоприятного социально-психологического климата в подразделениях, снижает профессиональную активность сотрудников, а также дискредитирует их в глазах общественности, снижает уролвень доверия к министерству внутренних дел Российской Федерации как института государственной власти и активизирует отчуждение от него граждан.
Обеспечение порядка в органах внутренних дел представляется важным в связи с ростом нарушений дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности. Очевидно, что предстоит большая работа в процессе реформирования МВД.
Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:
— принятие, четкое исполнение Дисциплинарного устава;
— обучение личного состава ОВД уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;
— поддержание внутреннего распорядка в подразделении, органе внутренних дел;
— обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы, сочетание с заботой и уважительным отношением к подчиненным;
— создание в подразделениях необходимых организационных и материальных технических условий для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждым сотрудником.
[1] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Рос. газ. 2005. 26 апр.;
[2] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М., 2005. С. 309.
[3] Положение о службе в органах внутренних дел РФ. – М., 2006. Ст. 34.
[4] Об объявлении решения коллегии МВД России от 23.12.1998г. № 6 км/1: Приказ МВД России № 12 — 1999г.
[5] О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006
году: Директива МВД России от 4.10.2005г. №7.
[5] Об объявлении решения коллегии МВД России от 23.12.1998г. № 6 км/1: Приказ МВД России 12 – 1999 г.