Статья Участие общества в оценке и общественном контроле за деятельностью органов внутренних дел.

Роман Уруймагов

 

Участие общества в оценке и общественном контроле за деятельностью органов внутренних дел.

Неэффективность работы органов правопорядка стала одной из ключевых проблем современной России, требующей незамедлительного рассмотрения и разрешения, в том числе посредством проходящего сегодня в МВД России реформирования. И хотя необходимость такого реформирование назрела уже давно, существует опасение, что вместе со структурными реформами будет забыта одна из самых важных и известных общественных формул — не граждане для полиции, а полиция для граждан.

Сегодня Россия переживает достаточно сложные не только политические, но и социально-экономические процессы, что в определенной мере обуславливает актуальность всесторонней и глубокой, в том числе и научной проработки проблемы совершенствования системы органов внутренних дел Российской Федерации. В этом контексте оценка и удовлетворенность обществом работы органов правопорядка заслуживает особого внимания, так как является одной из ключевых целей, на которых направлено реформирование всего ведомства.

Вполне очевидно, что общественное мнение в вопросе оценки и контроля за деятельностью органов внутренних дел в рамках новых преобразований имеет не только огромное значение, особенно в аспекте обеспечения безопасности личности, общества, государства от противоправных и иных преступных посягательств. Следует отметить, что ранее контроль и надзор за деятельностью ОВД осуществлялся исключительно специальными подразделениями и службами. Сегодня среди основных, одновременно действующих способов так называемого контроля за законностью деятельности органов внутренних дел, следует считать мнение и критику общества, что обусловлено их существенным влиянием на эффективность не только управленческой, но и административно-служебной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности. На сегодняшний день такое влияние, как правило, осуществляется через средства массовой информации. Кому бы что не нравилось.

Адекватное и своевременное реагирование российских органов правопорядка на критические замечания и рациональные предложения, высказываемые обществом в целом и гражданами в отдельности в связи с их деятельностью, способствует не только исправлению ошибок и предупреждению их нежелательных последствий, но и укреплению законности, служебной дисциплины, повышению их ответственности. В нашей стране современный уровень развития общества достиг той степени, когда к деятельности ОВД (по всем ее направлениям) стали предъявляться действительно повышенные требования. Становление новой российской государственности нередко тормозилось в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности работников правоохранительных органов, приводящих к нарушению или неисполнению законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов. Именно поэтому новый Закон «О полиции» четко регламентирует выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД исключительно на основе требований законности, посредством точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и рядовыми гражданами. В свою очередь контроль над деятельностью органов внутренних дел предполагает подотчетность обществу, способную погасить избыточность власти, рождавшей «милицейскую преступность». Следует согласиться, что сегодня практически все мировое сообщество пришло к осознанию той непреложной истины, которая определяет полицию как организацию, служащую для общества и на благо общества, а не наоборот!!!

Контроль и оценка деятельности ОВД имеют между собой тесную взаимосвязь, это объясняется необходимостью получения объективных результатов. Так как объективная оценка возможна при наличии достоверной, неискаженной информации от первоисточника, которым являются ОВД. Контроль это своего рода процесс, позволяющий получить не только информацию, но и соответствующие знания (в частности о деятельности ОВД в целом, конкретных подразделениях и сотрудниках в частности). Контроль помогает судить о качестве работы в целом. Важно понимать, что только поддержка и контроль со стороны населения является определяющим условием успеха всех реформационных мероприятий по повышению эффективности работы ОВД в нашей стране.

С вступлением в силу нового закона – Закона о полиции, проблема участия граждан в оценке и контроле за деятельностью органов правопорядка прописана в Главе 10 «Контроль и надзор над деятельностью полиции». Следует отметить, что законодатель в редакции статьи не только предусмотрел общественный контроль (ст. 50), но такие виды контроля как: государственный (ст. 49), судебный (ст. 51), прокурорский (ст. 52).

Так, в статье 50 «Общественный контроль за деятельностью полиции» сказано:

«1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

  1. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  2. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
  3. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах».

Следует отметить, что укрепление авторитета органов внутренних дел в глазах населения нашей страны возможно лишь при наличии возможности у общества знать как работают ОВД в целом и в частности, то есть наличие своего рода подотчетности их населению позволит, судит о сделанном непосредственно и напрямую. Это своего рода объективная предпосылка в налаживании доброжелательных и эффективных взаимоотношений общества и полиции в целом.

Важность решения задач укрепления авторитета и повышения доверия населения к ОВД определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль ОВД в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.

Оценка деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от общего впечатления и восприятия гражданами ОВД в целом. Если ранее систему оценки деятельности ОВД можно было охарактеризовать как палочную, то сегодня этот вопрос получил в корне новое решение. Преодоление этих и иных сложившихся противоречи возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Одним из эффективных способов преодоления такого рода противоречий является постоянное взаимодействие со СМИ и различными общественными объединениями. Следует понимать, что тот же контроль за деятельностью ОВД возможен лишь при наличии в обществе активной гражданской позиции и не только в рассматриваемом нами вопросе.

В качестве основных направлений взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями следует назвать:

  • разработка механизмов взаимодействия со СМИ и общественными объединениями, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на ОВД задач;
  • проведение в ОВД согласованной политики по формированию у населения объективной оценки деятельности МВД и созданию положительного образа сотрудников ОВД;
  • распространение, в том числе и через СМИ (приоритетно), достоверной информации о деятельности ОВД;
  • повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и ОВД.

Следует понимать, что только в рамках постоянного взаимодействия ОВД и населения, в том числе и в «подконтрольных вопросах» позволит разработать критерии информационной открытости ОВД и дальнейшего их совершенствования.

Такое сотрудничество должно носит обоюдно заинтересованный характер и должно подкрепляться не только мерами федерального уровня, но и регионального по организации обратной связи, повышению взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел через СМИ и общественные объединения. Контроль в данном случае предполагает не только так называемый надзор за ОВД, но и выработку в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.

Партнерство правоохранительных органов в целом со СМИ в вопросах освещения правоохранительной тематики в какой-то мере должно носить творческий характер, так как без их участия СМИ не редко искажаю действительность, и доносят до населения «однобокую» субъективно навязанную точку зрения. Необходима информационная поддержка в ведущих центральных и региональных печатных и электронных СМИ по освещению деятельности ОВД. При освещении недостоверных действий, должно следовать незамедлительное реагирование в соответствии с действующим законодательством на материалы, содержащие такие сведения. Механизм участия и контроля населения за деятельностью ОВД, доступа СМИ к открытой информации ОВД, посредством формирования открытых информационных ресурсов, должен быть проработан с организационно-правовых позиций с обязательным участием всех заинтересованных сторон, пройти апробацию и последующую доработку. Только в таком порядке, на наш взгляд, действительно возможно добиться положительных результатов в этом непростом вопросе.

Подводя итоги, следует отметить наиболее значимые моменты:

Во-первых, в Российской Федерации с началом масштабной реформы МВД уже начато обеспечение информационной открытости деятельности органов внутренних дел и их участия в формировании гражданского общества. Это в свою очередь требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности органов внутренних дел, и в связи с этим видится необходимым проведение таких мероприятий, как общественный мониторинг, разработка механизмов общественной экспертизы, проведение различного рода консультаций между обществом и государством.

Во-вторых, перспективные направления в вопросе оценки деятельности органов внутренних дел и соответственно контроля должны быть связаны с внедрением информационных технологий, в сферу так называемого взаимодействия органов внутренних дел с населением (в лице граждан, различных общественных организаций и общественных советов и т. п).

В-третьих, для достижения поставленных целей следует развивать и совершенствовать систему электронного документооборота, определять и затем расширять набор услуг, которые возможно предоставить в электронной форме, что в ближайшем будущем позволит обеспечить оперативность, информационную насыщенность всех управленческих решений и наладить постоянный контроль их исполнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *