Отдел по осуществлению общественного контроля и организации общественной экспертизы

Одно из направлений деятельности СРОО «РСООК и ВГПО» – осуществление общественного контроля и организация общественной экспертизы. В первую очередь,

осуществляемый нами «общественный контроль» направлен на формирование в обществе негативного отношения к коррупции, как на бытовом уровне, так и на уровне исполнения федеральных и региональных законов, программ, и не только. Цель общественного контроля – защита прав, свобод и интересов членов организации, граждан Российской Федерации, а также сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Общественная экспертиза — анализ и оценка документов и материалов, на предмет их соответствия общественным интересам. Общественная экспертиза – это крайне значимый механизм оценки законопроектов, особенно «нулевого чтения» законопроектов и государственных решений, участие институтов гражданского общества в экспертизе законопроектов и государственных решений.

Итоговым результатом нашей деятельности станет формирование доверия граждан к государственным и правоохранительным органам, улучшение исполнения законов, совершенствование существующих сегодня положение дел, улучшение жизни наших сограждан.

Руководитель отдела по осуществлению общественного контроля и организации общественной экспертизы                                                Н.А. Лягусев 

 

e-mail: stav-roo@mail.ru

Жители Ставрополья могут  и должны сыграть решающую роль в вопросах «общественной поддержки» инициативы Президента России В.В. Путина в противодействии коррупции. «Наша с вами задача — повышать активность гражданского общества  в этом направлении с помощью проведений «общественного контроля», формированию правовой культуры, повышения образовательного, интеллектуального и профессионального уровня, антикоррупционных мероприятий, организации работы «Горячих линий», Общественных приемных, оказания правовой помощи граждан и их правового просвещения. Приглашаем к сотрудничеству и взаимодействию. 

_____________________________________________________

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ 

Об основах общественного контроля в Российской Федерации

_____________________________________________________ 

Роман Уруймагов: «Общественный контроль: роль, проблемы, и перспективы развития». 

Проблема осуществления общественного контроля приобретает все большее значение. Причем, если 5-10 лет назад еще существовали дебаты о целесообразности общественного контроля, то сегодня практики и исследователи едины во мнении, что он является неотъемлемым элементом успешного общественно-государственного развития. В настоящее время в центре внимания обществоведов находятся вопросы повышения эффективности общественного контроля, его реализации в различных условиях.

В научной литературе сформировались различные подходы к рассмотрению сущности и основных параметров общественного контроля над правоохранительными органами и государственного управления. Однако, при всех расхождениях, абсолютное большинство современных исследователей сходятся во мнении, что общественный контроль – это деятельность, прежде всего, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Она направлена на установление соответствия действий органов государственной власти нормам законодательства, а также на корректирование выявленных отклонений. Причем, корректирующая функция может осуществляться посредством обращения в уполномоченные государственные органы, либо к общественному мнению.

Правовую базу осуществления общественного контроля в России составляют федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации», «О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также указы Президента РФ «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», «Об общественных советах при МВД РФ и его территориальных подразделениях». Нормы, закрепляющие механизмы общественного контроля содержатся и в ряде других федеральных законов: «О полиции», «Об органах судейского сообщества в РФ», «О саморегулируемых организациях», «О рекламе», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и др.
В развитие перечисленных выше федеральных законов, указов Президента и Постановлений Правительства РФ приняты нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, а также муниципальных образований.

Столь большое внимание к вопросам осуществления общественного контроля не случайно. Оно определяются процессами как глобального, так и национального масштаба.

В условиях нарастающей фрагментации социальной структуры общества усиливается отчужденность населения от государства. Как отмечает российский социолог Иосиф Дискин, современному государству все сложнее реагировать на множество общественных запросов, что приводит к обострению социальных конфликтов. Решить эту проблему могут лишь эффективные обратные связи, непосредственное участие граждан в государственном управлении, важным элементом которого является общественный контроль.

Растет значение дополнительных институтов стабилизации структур представительной демократии. Непосредственное гражданское участие, общественный контроль все чаще выполняют функции таких институтов. Более того, в современных условиях формирование и развитие механизмов учета общественного мнения отнюдь не всегда связано с модернизацией структур представительной демократии.

В условиях Российской Федерации развитие структур общественного контроля актуализируется специфическими факторами, обусловленными состоянием отечественной политической системы.

Возрастающую актуальность проблемы осуществления общественного контроля в нашей стране демонстрирует то, что она становится одной из центральных  тем в ежегодном послании Президента РФ В.В. Путина от 12.12.2013 г.

Открывая заседание коллегии, руководитель СрОО «РСООК и ВГПО» Роман Уруймагов  отметил: «Благодаря тесному взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления, мы все больше находим взаимопонимание в вопросах построения гражданского общества по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Уже сегодня в России складывается серьезная система общественного контроля со стороны общественных организаций».

____________________________________________________

Об осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции
Наряду с государственным контролем и прокурорским надзором в отношении полиции осуществляется общественный контроль.
Данное положение закреплено в части 1 статьи 50 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». В частности, в ней сказано, что граждане Российской Федерации и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и, общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.
Нормативно-правовое закрепление данной формы контроля в виде отдельной статьи обусловлено его значимостью для деятельности полиции. Провозглашая и формируя новый тип взаимоотношений между органом правоохраны и обществом, конкретным гражданином, законодатель делает полицию открытой для такого контроля.
Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны граждан является производным от их права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.
Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Среди основных форм такого контроля можно выделить следующие: проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; выдачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России; направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности полиции.
Контроль общественных наблюдательных комиссий и их членов за деятельностью полиции осуществляется на основании Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и имеет целью проверку обеспечения прав граждан в местах их принудительного содержания.
Еще одной, новой группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах.
Часть 7 статьи 2 Закона «О полиции» предусматривает создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Обозначены основные направления их деятельности.
Свою конкретизацию положения названной нормы нашли в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. N 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации».
Разъяснение подготовлено АПУ ДПД МВД России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *